ИСТОРИЯ ГРУППЫ KINKS (из рок-энциклопедии "Симона")

Страница 1 Cтраница 2


Легендарная британская бит-группа KINKS была образована в 1962 году выпускниками художественной школы братьями Дэвис - Рэем Дэвисом ( Ray Davies , ур. Raymond Douglas Davies , р. 21 июня 1944 года, Лондон - гитара, вокал) и Дэйвом Дэвисом (ур. David Graham Davies , р. 3 февраля 1947 года, Лондон - гитара, вокал).
Рэймонд Дуглас Дэвис с детства имел два главных интереса - музыку и спорт, но из всех его видов больше всего предпочитал футбол - Рэй любил побегать с мячом в парке среди деревьев, а порой играл в команде со взрослыми парнями. Спортом №2 был для него бокс, но до той поры, пока Рэй не встретился на ринге с чемпионом среди английских школьников. Жестоко избитый Дэвис предпочел заниматься более безопасным увлечением - музыкой. С 10 лет он уже играл в скиффл-группе, а с 14 начал сочинять песни.
А вообще-то он хотел стать художником и вскоре начал посещать занятия в художественной школе, днями сидел на улице с блокнотом и карандашом и рисовал лица прохожих. Однако первой его работой оказались не профессиональный спорт и не музыка, а место за баранкой автомобиля. Но когда он осознал, что шоссе, по которому он ездил, совершенно прямое, занятие это через шесть недель совершенно наскучило. Еще он пытался подрабатывать рекламным агентом, но вскоре разошелся с шефом в вопросе выделения двух полудней в неделю для своего футбола, после чего… подался в музыку.
Коллег для своего будущего ансамбля он набрал из старых приятелей по художественной школе. Его школьный товарищ, начинающий гитарист Питер Куэйф ( Peter Quaife , р. 31 декабря 1943 года), согласился быть бас-гитаристом новой группы, а барабанщиком стал Мики Уиллет ( Mickey Willet ). Кроме того, Рэй уговорил взяться за гитару своего младшего брата Дэйва ( Dave Davies ). Вместе они начали играть в конце 1963 года под названием RAVENS в кабаках и тавернах лондонского района Максвелл Хилл как классическая трехгитарная группа, которых в те времена развелось великое множество.
Как и ROLLING STONES , YARDBIRDS , ранние BEATLES и другие знаменитые коллективы той поры, RAVENS играли рок-н-ролл и ритм-энд-блюз. Дальше все шло по стандартной схеме - демо-пленка квартета попала в руки американского рекордингового продюсера Шела Тэлми ( Shel Talmy ), который устроил группе контракт с Pye Records . Незадолго до оформления всех формальностей вместо Уиллета в группу был принят Мик Эйвори ( Mick Avory , р. 15 февраля 1944 года).
Первый сингл группы RAVENS , версия песни Литтл Ричарда ( Little Richard ) " Long Tall Sally ", к сожалению, провалился, а в феврале 1964 года группа сменила свое название на KINKS .
Не лучшая участь ждала и следующую их работу - сингл " You Still Want Me ", который не смог пробиться ни в британские, ни в американские чарты. Надежды участников группы начали сбываться лишь с третьей песней " You Really Got M е", гораздо более напористой и динамичной, основанной на яростном двухаккордном риффе и бешеном соло Дэйва Дэвиса. Именно таким был фирменный саунд ранних KINKS , созданный под очевидным влиянием их современников, использовавших тяжелые, мощные аккорды. Эта песня в 1964 году в Англии смогла добраться до 1-го места, а в Штатах стала
7-й. Почти такой же высокий старт взял и четвертый сингл " All Day and All of the Night ". Это была как раз та ситуация, когда успех группы еще не соответствовал уровню ее опыта. Но Рэй Дэвис трудился, не покладая рук - начиная с этого времени, он сочинял примерно одну песню в неделю, посвящая музыкальному оформлению своих текстов практически все свое свободное время. Многие из них он выбросил сам, кое-что изъяли коллеги, но, как говорится, тяжело в учении...
Большинство песен того времени являлись вариацией на тему " You Really Got M е" - ими и были заполнены первые альбомы группы. Их стиль тогда вполне напоминал ROLLING STONES - вокал а ля EVERLY BROTHERS , музыка, трансформирующая негритянские средства выражения для белой аудитории, а также магический бит и усиленные гитары.
Копировали ли они тогда ROLLING STONES ? Для поп-прессы это был больной вопрос. Сами члены группы решительно отрицали это, а Дэвис даже заявил: "Мы не играем ритм-энд-блюз, оставляя его для музыкантов вроде Мадди Уотерса, которые в нем лучше разбираются". Впрочем, " You Really Got Me " вполне напоминала классику жанра " Louie Louie ", но в те времена история рока складывалась в основном не из солидных критических комментариев, а из околомузыкальных сплетен. Но именно этот выше упомянутый сингл наглядно продемонстрировал, что Дэвис собрался сделать главной отличительной особенностью своих песен их внутреннее содержание.
Небрежность в интонационном и ритмическом решении композиций стала отличительным знаком группы, как и красные пиджаки и жабо на их рубашках. В этих нарядах они не только выступали в клубах, но и появлялись на телевидении, с улыбающимся Рэем на переднем плане. Но тихого, скромного и замкнутого Рэя на концертах не узнали бы и старые друзья. Он выкладывался изо всех сил, и братец Дэйв тоже был не из последних.
Однако сами музыканты группы не были слишком довольны состоянием дел, и лишь наметившиеся изменения в творческой манере предотвратили острый кризис. Дэйв в то время сказал: "Наш следующий сингл либо совершенно не будет похожим на предыдущие, либо полностью будет скопированным с них".
В результате, " Tired of Waiting for You " снова была построена на повторении, с ограниченной текстовой образностью, но она ясно показала, что KINKS в рок-музыке заняли свое, отличное от других место, чему способствовал грубый, искаженный гитарный звук, изобретение которого многие ошибочно приписывали Джимми Пэйджу ( Jimmy Page ).
Пока треки KINKS успешно штурмовали чарты, группа усиленно работала над своими первыми альбомами. Вслед за дебютной пластинкой " Kinks " (1964) за два года появились еще пять полноформатных и мини-дисков. Одним из ключевых элементов саунда тогдашних KINKS была яркая, порой неистовая лид-гитара Дэйва Дэвиса и его хрипловатый бэк-вокал. Но центральной фигурой всегда оставался, конечно же, композитор, ведущий вокалист и ритм-гитарист Рэй Дэвис.
Завидная студийная оперативность KINKS не мешала им выступать с концертами почти без передышки, но нельзя сказать, чтобы такой изматывающий график улучшил отношения в коллективе. Непростая ситуация усугублялась и еще одним странным обстоятельством: под конец американского тура летом 1965 года музыкантам KINKS официально запретили въезд в США, причем, причина запрета так и осталась им до конца не понятна.
В течение четырех лет группа не пересекала американскую границу. То есть для них не только был закрыт крупнейший музыкальный рынок мира. Социальные и музыкальные тектонические сдвиги конца 60-х также прошли мимо группы. Музыканты, конечно, не сидели сложа руки. Рэй Дэвис, основной автор KINKS , по мере личного и творческого взросления писал все более зрелый, глубокий материал, наполненный ностальгическими нотками. Гораздо активнее, чем его соотечественники, он опирался на британские музыкальные традиции - английский фолк, кантри и мюзик-холл. Уже четвертый альбом KINKS , " The Kink Kontroversy " (1966), подтверждал очевидный прогресс его композиторского таланта.
Синглы, с которыми KINKS имели успех в 1965-1966 годах, в полной мере стали прототипом деятельности многих последующих heavy -рокеров. Два из них представляли особенный интерес. В мелодии " See My Friends " была использована волынка, которая звучала совсем по-восточному.
Но в смысле будущего движения вперед гораздо важнее был выпущенный в конце 1965 года макси-сингл, содержащий композицию " Well Respected Man ", которая в творчестве группы стала по-настоящему этапной. И не только потому, что в ее тексте Рэй применил весьма рискованные рифмы, ставшие впоследствии характерными для роковой лирики, а, прежде всего, потому, что эта песня, высмеивавшая узколобого консерватора, открыла второй этап творческой карьеры группы, в котором уже не было места насилию и вырождению - они уступили место социальному комментарию, острой и злободневной сатире на многие явления общественной жизни.
Другим классическим синглом 1966 года стала песня " Dedicated Follower of Fashion ", которая высмеивала переменчивого юного лондонского денди, многие черты которого KINKS списывали с себя. Песня в английских чартах достигла четвертой позиции и на долгие годы стала последним коммерческим успехом Дэвиса. Он полностью отдался сочинительству и почти не обращал внимания на финансовые последствия. С изменением песенной тематики стали более заметны и недостатки в вокале Рэя, но, как ни странно, они отлично сочетались с трагикомической природой их нового материала.
Песня " Sunny Afternoon ", ставшая самым ярким британским хитом лета 1966 года, была историей рокера, чей кассовый успех позволил ему выстроить усадьбу в пригороде, но отпрыск ограбил его, а сборщик налогов довершил разорение. В полную противоположность песня " Dead End Street " была построена на обыденной тяжелой прозе, безнадежности бедных слоев рабочего класса.
Пожалуй, самым прелестным из хитов группы явилась песня " Waterloo Sunset ", в которой рассказывалось о двух юных любящих сердцах, встретившихся у моста Ватерлоо. Нужно сказать, что Рэю была чужда тематика описания лондонских достопримечательностей, по исходной задумке песня должна была называться " Liverpool Sunset ".
Все эти песни были гораздо более "английскими", чем предыдущие творения ансамбля; и в музыкальном, и в текстовом плане Дэвис отвернулся от американских корней к традициям английских мюзик-холлов. Новая ориентация принесла и альбомный успех группы - в частности, альбом " Face to Face " (1966), охватывающий широкую палитру стилей и отражающий социальную пестроту и многоликость эпохи, остается одной из лучших подборок поп-песен, изданных в 60-е годы, расцвеченных гавайской гитарой, восточными мотивами и весельем мюзик-холла.
А весной 1967 года баллада " Waterloo Sunset " поднялась на вторую строку хит-парада Великобритании, предваряя издание новой пластинки " Something Else by the Kinks " (1967), такой же сильной и колоритной работы, как и " Face to Face ".
Успех этих произведений подтвердил, что в 1966-1967 годах их автор консолидировал выразительный стиль трагикомических микро-репортажей об обычных событиях и людях. Чаще всего песни содержали критические шипы в адрес социального неравенства в Великобритании и его различных проявлений. Музыкальная сторона, в контраст исходному ритм-энд-блюзу, стала более облегченной, гармонически интересной - парни разучивали новые аккорды, а к гитарам добавлялись новые инструменты.
Для сгущения окраски звука Рэй ввел клавир, затем в аранжировке появились сольные партии духовых инструментов, скрипки, клавесин. Рэй и Дэйв вспомнили скиффловое детство и дополнили звуковую палитру духовой гармошкой и банджо. Во всей аранжировке каждый звук стал прослушиваться отчетливо, а вокальная партия отошла от прямолинейных кварт и квинт. Бывшая неумелая декламация и дилетантизм исполнения начали уступать место высококвалифицированному профессионализму.
После успешно принятого публикой сингла " Autumn Almanac " весной 1968 года появился новый трек " Wonderboy ", которому - впервые за несколько лет - не удалось пробиться в английский Тор 10. С этой маленькой неудачи в биографии KINKS началась полоса более существенного невезения.
Прохладный прием первого концептуального альбома группы " The Kinks Are the Village Green Preservation Society " (1968) свидетельствовал о том, что вкусы публики начали мало-помалу меняться, а команде угнаться за ними не удавалось. Между тем альбом " The Kinks Are the Village Green Preservation Society ", оплакивающий исчезающие старые добрые английские традиции, был достоин гораздо большего внимания.
Это подтверждали и щедрые на комплименты критики, в том числе и американские, отмечавшие утонченную атмосферу ностальгии в композициях Дэвиса. На этом альбоме не было ни одной песни, подходящей для сингла, но и связи между вещами были почти неощутимыми. Однако кое-что на этом альбоме Рэю все-таки удалось - титульная песня, " Animal Farm " и " Sitting By the Riverside " дышали настоящей пасторальной благодатью.
В этот период KINKS свернули свои концертные выступления, и о группе было мало слышно. Дэйв попробовал свои силы выпуском двух синглов, один из которых, " Death of Clawn " с лирикой Рэя, стал заметным хитом. Успех ободрил его, и в ближайшее время он выпустил еще две песни, среди которых была " Susannah ' s Still Alive ". Их появление на рынке раздуло слухи о грядущем распаде группы, подогретые заявлением Рэя, что он намерен отказаться от активной концертной деятельности и взять на себя роль типа Брайана Уилсона, заменившего себя другим вокалистом на сцене. К счастью, этого не случилось.
В марте 1969 года Пит Куэйф, который и раньше с трудом находил контакт с остальной тройкой, ушел из группы, а его место в группе занял Джон Дэлтон ( John Dalton ). Дэлтон ездил с группой по Штатам, и там они постепенно учились, как заставить работать на себя даже свои недостатки.
В начале 1969 года был выпущен сингл " Plastic Man ", однако его сатирическая направленность не пришлась публике по душе. Мелодию упрекали в наличии клише, тематически она была повторением ранних работ Фрэнка Заппы ( Frank Zappa ). К тому же радиостанция BBC запретила эту мелодию к трансляции за наличие в ней нецензурных выражений.
В том же 1969 году пал, наконец, и "железный занавес", перекрывавший британцам дорогу в Америку, и KINKS начали готовиться к первым своим за четыре года американским гастролям. Накануне американского тура в продаже появился и новый альбом группы " Arthur or the Decline and Fall of the British Empire " (1969), задуманный как саундтрек к телепередаче, продолживший направление, начатое его предшественником, но только в еще более специфических и циничных выражениях. По композиции это произведение можно назвать скорее поп-оперой, музыкально весьма удачной, но в коммерческом плане выпущенной слишком поздно.

Читать дальше